Как скажутся последствия конфликта в Украине на продовольственной безопасности Армении?
admin
Ապրիլ 28, 2022
Одним из последствий военного конфликта в Украине, становится угроза нехватки продовольствия во многих странах мира. По мнению экспертов, можно ожидать тривиальный голод в Северной Африке и Ближнем Востоке. На фоне этих новостей, у многих наших граждан возникает вопрос: сможет ли маленькая по территории Армения справиться с этими вызовами?
По предварительным данным за прошлый год, доля сельского хозяйства (вместе с лесным хозяйством и рыболовством) в ВВП Армении превышала 11%. В экономически развитых странах этот показатель, как правило, довольно низкий. К примеру, в Германии он составляет около 0,7%, Франции – 1,6%, США – менее 1% и т.д. В России данный показатель не особо высокий – лишь 3,7%, в соседней Грузии чуть больше – 6,5%.
Это, конечно, не означает, что у нас имеется развитое и эффективное сельское хозяйство. Реальное состояние отрасли отнюдь не столь блестящее. Сравнительно высокая доля сельского хозяйства объясняется тем простым фактом, что сам объем ВВП Армении небольшой. Так, по данному показателю на душу населения наша страна занимала 86-место, среди 190 стран мира (список МВФ за прошлый год).
Примерно одна треть населения Армении проживает в сельской местности. Согласно сельскохозяйственной переписи 2014 года, в отрасли имелось 360 тыс. физических лиц. То есть фермеров. К ним добавим тех городских жителей, которые, имея земельные участки, также занимаются сельским хозяйством. Но, несмотря на эту целую «армию» фермеров, результат их деятельности в отрасли оставляет желать лучшего.
К примеру, по такому важнейшему продукту, как пшеница, степень самообеспечения не достигает даже 25% (данные за 2020 год). Кроме этого, мы потеряли поставки пшеницы из Арцаха, которые совершались в больших объемах. Такая ситуация, на фоне назревающего глобального кризиса с продовольствием (и особенно зерновыми культурами), грозит Армении тяжелыми последствиями.
Какие же факторы приводят к низкой эффективности отечественного сельского хозяйства? В отличие от промышленности, сельское хозяйство (особенно растениеводство) зависит от природно-климатических условий. Немаловажное значение имеет площадь земель, пригодных для растениеводства. В этом отношении нашей стране (которая преимущественно гористая) не повезло. Так, на одно фермерское хозяйство в среднем приходится всего лишь 1,2 гектара посевных площадей. К примеру, в США средняя площадь земельного участка в сельском хозяйстве составляет 187 гектаров.
Одним из важнейших показателей сельского хозяйства является уровень товарности произведенной продукции. Он характеризует (в процентах) ту часть произведенной продукции, которая была продана, обменена по бартеру и выдана за предоставленные услуги.
Чем ниже уровень товарности продукции, тем ближе данное хозяйство к натуральной его форме. Напомним, что при натуральном хозяйстве, как при феодализме, практически вся произведенная продукция потребляется (или используется) внутри самого хозяйства. Как видим из нижеследующего графика, наихудший показатель по уровню товарности имелся по зерну (включая бобовые культуры).
Причины заключаются в том, что в районах с лучшими возможностями для растениеводства (качество земель, возможности орошения и т.д.), фермеры предпочитают выращивать те культуры, которые обеспечивают сравнительно высокую рентабельность. Например, овощи. Так, средняя урожайность по зерну и бобовым культурам составляет менее 13 центнеров с 1 гектара. По овощам же этот показатель ощутимо выше – почти 272 центнера.
Но, для достижения такой урожайности по овощам, в условиях нашей страны требуется искусственное орошение земель. Поэтому, лишенные такой возможности посевные площади, часто отводятся под зерновые, урожай которых уже напрямую зависит от капризов природы. Понятно, что этот фактор негативно отражается на состоянии зерноводства в стране.
В текущем году посевная площадь под озимые, хотя и незначительно (на 0,5 тыс. гектаров), но сократилась. То есть вместо желательного роста, имелся спад. Свою роль сыграли, конечно, и другие факторы, из которых отметим напряженную ситуацию в приграничных районах, а также проблемы с удобрениями, и т.д.
Как указывалось выше, местное производство пшеницы ныне обеспечивает лишь менее четверти объема потребности страны. Остальное приходится завозить из России. В прошлом году, к примеру, из этой страны было импортировано почти 270 тыс. тонн пшеницы, а также около 21 тыс. тонн пшеничной муки.
В соседней Грузии уже ищут возможности диверсификации импорта пшеницы, чтобы преодолеть критическую зависимость от ее поставок из России. В этом отношении, наша страна имеет определенные преимущества. Россия будет обеспечивать поставки зерна, тем более что расчеты по ним ныне осуществляются в российских рублях.
Однако абсолютная непредсказуемость дальнейших событий, связанных с указанным выше военным конфликтом, не дает повода для спокойствия. Поэтому нелишне заняться поиском альтернативных вариантов поставок зерна, а заодно стимулировать наших фермеров расширить посевные площади под эту культуру. Сельское хозяйство, в отличие от промышленности, довольно инерционное. Так что указанные вопросы необходимо решать оперативно, без промедления.
Тигран Варданян
Կիսվել