Об армянках, которые ходили по морям и океанам, или Как не стать умной обезьяной

admin Հուլիս 31, 2022

Сегодня путешествия по миру – это смена обстановки, но так, чтобы было комфортно для тела, интересно для глаз, приятно для души и доступно по кошельку. Но бывает и совсем наоборот, отмечает колумнист Sputnik Армения.

Не часто случается, чтобы при планировании летнего времяпрепровождения в маршрут вписывались опасные горы Тянь Шаня, перегретые африканские саванны или холодные арктические моря.

А вот, с Анитой Карагошян, было именно так и эту особенность заложили мама с папой. 

"Цель моих родителей была не воспитать из меня умную обезьяну, а научить следовать конкретному правилу: никогда не кряхтеть и не жаловаться на голод, холод или жару",- вспоминала впоследствии Анита, не забывая отметить, что свое образование и воспитание она получила читая книги, путешествуя от Бергема до Гибралтара, от Стамбула до Берингии, от острова Олерон до Афин.

Разлет географических координат принуждает задуматься о расходах на путешествия, но родители Аниты, Левон и Алиса Карагошяны были люди не бедные и одновременно не глупые, что сочетается не на каждом шагу. В нашем случае сошлось и помогло девочке найти свое место в жизни.

Теперь о ее месте в истории морей и океанов. Анита Карагошян стала первой в мире ученой-океанологом женского пола. По словам великого французского ученого Жака Ива Кусто, без Аниты Конти невозможно было бы создать знаменитый океанографический музей в Монако. На свои деньги она основала школу моряков. Написала книгу "Океан, беды и люди", в которой подняла голос против угроз, создаваемых человеком в Мировом океане – задолго до того, как из желудков китов стали извлекать пластмассовые бутылки и другие нерастворимые предметы.

Есть еще что вспомнить, но сказать об одной из генетических особенностей армянок в последнюю очередь было бы несправедливо. Имеем не единственный случай, когда армянская женщина ставит себе целью стать первой в мало подходящем для дам морском деле и нате вам, пожалуйста…

Анна Тер-Варданян, родившаяся в США армянка, захотела стать первой в истории США главным корабельным старшиной и стала. 

 

Из истории карьерного роста Анны.

Звание "Е-7" получено ею на военно-морской базе в Сан-Франциско, звание "Е-8" (старшина ВМС) – присвоено в Нью-Джерси. Затем было "Е-9", после чего Анна вошла в историю США, став первой и последней дамой, удостоившейся звания офицера высшей категории ВМС. Армянку влекло к морю еще и потому что жила недалеко от большой воды. Но мало ли кто живет недалеко от моря.

С Анитой Карагошян иначе: немного шире и намного глубже. 

"Часть моего народа триста лет жила у моря. У нас была славная Киликия, к берегам которой причаливали тысячи армянских кораблей, имевших торговые связи с сильнейшими странами мира. И, наконец, во времена самого могущественного армянского царя Тиграна Великого у нас была "Армения – от моря до моря". Во мне течет кровь этих смельчаков - моих соотечественников", - говорила она. 

 

Насчет "Армении от моря до моря" в наши дни лучше помолчать, не оглядываться в бесконечно влекущую даль, но ведь было же!..

…Было еще поверье не терпеть присутствия женщины на корабле.

В Дании, к слову, в 1562 году был издан указ: "Женщинам и свиньям не место на корабле. Если таковые обнаружатся – выбрасывать их за борт немедленно".

Не так, чтобы сильно уступали датчанам и французы. В начале двадцатого века законодательство Франции запрещало женщинам, прежде всего незамужним, заниматься исследовательской работой в открытом море.

Вопрос замужества Анита решила так, что лучше не могло и быть – вышла замуж за дипломата Марселя Конти, после чего армянская фамилия "Карагошян" стала писаться через черточку с французской приставкой "Конти", но еще важнее то, что супруга влекло ездить по миру не только по служебной необходимости. Чета то и дело отправлялась в путь-дорогу вместе.

Путешествия по морским просторам в исполнении Аниты Карагошян-Конти – это не любования закатами солнца и морскими приливами-отливами с новолуния по новолуние – это работа, которую видят не все. 

 

Фрагменты из сделанного.

В 1941-1943 годах по заданию французского Адмиралтейства Анита Карагошян-Конти отправилась на траулере в Африку для совершенствования методов рыболовства. Во время плавания она также занималась составлением карт, описанием новых, неизвестных видов рыб.

В разгар Второй Мировой войны ей поручается сверхсекретное задание – обнаружить и обезвредить установленные немцами в Северном море магнитные мины. Удалось не только удачно выполнить задание, но и дать практические советы по безопасному обхождению заминированных участков.

С 1943 года и последующие десять лет наша соотечественница занималась исследованием рыбных ресурсов Западной Африки - прибрежного шельфа Маврикия, Сенегала, Гвинеи и Кот-д’Ивуара.

В 1960-х годах на берегу Адриатического моря и в Северном море она основала ферму по разведению дикой рыбы в садках. В 1971 году опубликовала очередное исследование о взаимодействии океана, животных и человека.

Интересно, как бы оценила наш океанограф взаимодействие озера Севан и других водных поверхностей Армении с государственными структурами вообще и экологическими организациями в частности. А ведь в принципе кое-что она могла увидеть собственными глазами – скончалась Карагошян-Конти в не таком уж далеком 1997 году, прожив на земле и на море девяносто девять лет ровно.

На девять лет меньше прожила и главная корабельная старшина ВМС США Анна Тер-Варданян. Похоронена на Арлингтонском военном кладбище Вашингтона.

Прах океанографа Аниты Карагошян-Конти по ее желанию был развеян над Средиземным морем. А разве могло быть иначе?

Կիսվել